В Москве уже начинали строить высотки, а Московский завод малолитражных автомобилей по-прежнему выпускал давно устаревший "Москвич-401", скопированный в свое время с довоенного "Opel Kadett". Машина практически без багажника, с запаской, установленной в открытую, с плоскими ветровым и задним стеклами.
Перед тогдашним главным конструктором "МЗМА" поставили вполне послевоенную по масштабам задачу: в кратчайшие сроки спроектировать и построить совершенно новый, комфортабельный и внешне привлекательный автомобиль, оставив от старого только двигатель, коробку и задний редуктор.
"Москвич-402" недаром называют стилистической вершиной москвичевской гаммы ? английская кровь чувствуется даже под русским железом. Прежде всего, как обычно, за границей закупили аналоги. Новый "Москвич" стал отпрыском поистине интернационального семейства. Из Италии приехали "Fiat-1100" и "Lancia Aurelia", из Франции "Simca Aronde" и "Citroen 2CV", из Англии "Hillman Minx", "Ford Consul" и "Javelin Jovette"… Впрочем, в дело пошли не все. Проведя сравнительный анализ, конструкторы "МЗМА" остановились на "Ford Consul" как самом приемлемом для эксплуатации в нашей стране.
Английскй автомобиль "Ford Consul"
Опыта хватало не всегда. Поэтому кузов будущего "Москвича-402" проектировали конструкторы "ГАЗ". Заметное стилевое сходство нового "Москвича" с создававшейся одновременно "Волгой ГАЗ-21" подчеркивало, что на дороги выходит новое поколение советских автомобилей.
К середине 1951 года первый опытный "402-й" был готов, а спустя еще четыре года по дорогам раскатывали уже 12 вариантов новых "Москвичей", один из которых госкомиссия рекомендовала к серийному выпуску. Вскоре после памятного XX съезда КПСС, 16 апреля 1956 года, заводчане без остановки производства осуществили переход на новую модель ? "Москвич-402". Машина получилась на удивление симпатичной: маленький, ладный кузов, казавшийся меньше своих истинных размеров, смешные широко раскрытые фары... Игрушка!
Рекламный плакат "Москвича-402"
"Москвич-402" стал пионером российского автопрома во многих отношениях. Он имел цельногнутое ветровое и заднее стекло, телескопические гидравлические амортизаторы, бесшкворневую подвеску передних колес, кнопочное управление замками дверей, запираемую крышку багажника, коробку передач, снабженную удлинителем, двухспицевое рулевое колесо. Четырехместный комфортабельный по тем временам кузов мог при необходимости вместить и пятого пассажира. "402-й" был на 20 см длиннее своего предшественника, впервые перевалив за 4-метровую отметку (4055 мм, если быть точным). Машина оснащалась нежнеклапанным мотором объемом 1220 куб. см, который развивал 35 л. с. при 4200 об/мин, рычаг переключения передач, по тогдашней моде, располагался на рулевой колонке. К тому же у машины была штатная (!) магнитола и автоматически выключающиеся поворотники. Передние сиденья регулировались вперед-назад, а спинка их могла откидываться, чтобы "оборудовать салон автомобиля для отдыха в ночное время в пути". Снаряженная масса машины составляла всего 980 кг, что позволяло ей разгоняться до 110 км/ч. А расход составлял всего 9 л на 100 км! Но коробка передач, имевшая три скорости, равно как и главная передача остались прежними. Это и стало причиной сравнительно недолгой жизни модели ? за два года было выпущено всего 87 тысяч "Москвичей-402".
Через год на базе обычного "402-го" стали делать пятидверный универсал, в котором со сложенными задними сиденьями можно было перевозить 250 кг. Кстати, на этой основе потом сделали автофургон "Москвич-430".