История УАЗ
«УАЗ», «Ульяновский автомобильный завод» (UAZ), российская компания по производству легковых и грузовых автомобилей. Завод был основан в 1942 на базе эвакуированной части оборудования московского завода ЗИЛ. Уже в феврале того же года были собраны первые автомобили, в 1943 их выпуск достиг 4 тысяч. После войны был налажен выпуск знаменитых «уазиков» на базе ГАЗ-69. В 1972 завод перешел на массовый выпуск внедорожников УАЗ-469 и УАЗ-469 Б. В годы застоя УАЗ обеспечивал Советскую армию и армии стран Варшавского договора супернадежными, неприхотливыми внедорожниками, которые эксплуатировались как в условиях хороших дорог, так и в непролазной грязи. Но после распада Советского Союза для завода наступили тяжелые времена, требовалась коренная перестройка всей его деятельности в условиях рыночной экономики. И все же УАЗ выбирается из кризиса, постепенно наращивая производство своих автомобилей. Если в 1996 их было выпущено 69 тыс., то в 1997 — уже более 100 тыс. За последнее время появились новые модели, такие как УАЗ-3153 (мощность двигателя 100-107 л.с.) и принципиально новый полноприводной внедорожник УАЗ-3160 (мощность двигателя также 100-107 л.с., максимальная скорость 130 км/ч), способный перевозить до семи человек.
Я не понимаю, почему эту машину Хантером назвали. Точнее даже, ее название звучит как Hunter, но для страны с низким уровнем англоязычной грамотности это не столь важно. Могли ведь назвать не Хантер, а "Охотник", тем более что для охоты этот автомобиль подходит лучше, чем любой другой. В любом случае эта машина, похоже, навсегда останется таким же символом нашей страны, как улыбка Гагарина. Ведь за относительно новой личиной скрывается хорошо известный всем дембелям и покорителям целины "четыреста шестьдесят девятый" УАЗ. И это – трагедия отличной конструкции, которая благодаря своим качествам могла стать не менее популярной, чем Дефендер или Рэнглер. Но тот, кто не согласен с утверждением о том, что это настоящий тюнингованный автомобиль, пусть первым бросит в меня камень. Был УАЗ. Решили ему поднять мощность. Выкинули карбюраторный, поставили инжекторный двигатель. 128 сил! Трансмиссия не справлялась: вставили импортное сцепление и новую коробку. Мосты поменяли. Ехать стал быстрее. Поставили новые тормоза. В салоне заменили "сидушки", вставили новый руль да панель приборов. Стопроцентный тюнинг! Другое дело, что в стране, где тюнингом обычно именуют превращение семейных седанов в подобие бипланов первой мировой – тех, что были с многочисленными крыльями-этажерками – серьезные модификации почти не востребованы. А вот внешний тюнинг – совсем другое дело. Но при чем здесь УАЗ?
Вопрос не остался без ответа в офисе "Авто XXI" – петербургского дилера знаменитой марки и данной модели. По-считав, что после покупки УАЗа (около 190 тыс. руб.) до ближайшего конкурента "Шеви Нивы" (около 290 тыс. руб.) остается еще примерно три тысячи условных единиц, специалисты решили пустить сдачу в дело. Во время нашей совместной прогулки выяснились и основные области применения денежных средств. Я давно не ездил на УАЗах, но подозреваю, что на обычные ульяновские внедорожники не ставят таких дисков и такую резину. Не зная модель дисков, назову шины – Yokohama Geolandar. Пусть японцы обрадуются. Кстати, зубастые шины дополнительно приподнимают машину над остальным миром. И это совсем не пустяк: клиренс Хантера не так велик, как у армейских версий УАЗа, поэтому лишние сантиметры дорожного просвета ему не повредят.
Кузов машины спереди и сзади "обороняется" от пришельцев мощными стальными трубами – такие "кенгурины" производятся прямо здесь и доступны всем местным джиперам. Несмотря на то что траты на колеса и металлические барьеры должны были "съесть" большинство денег, "их еще осталось". На аэрографию. Не смейтесь, последняя легла на борта так удачно, что проезжавший мимо на "козлике" патруль, как мне показалось, отдал честь. Еще бы: судя по колесам, у меня тут внутри должен быть полковник, никак не меньше. Наш конечно, не натовский.
Так как литературно обрабатывать информацию об изменениях в конструкции УАЗа не кажется возможным, приводим почти без купюр: "Цельнометаллический кузов новой модели взят у модификации УАЗ-31519, правда, закреплен он не прямо на раме, а на резиновых подушках немецкого производства, выполняющих роль демпферов колебаний. "Особенность" новой модели дизайнеры отметили пластиковыми бамперами и решеткой радиатора из того же материала. На автомобиль теперь устанавливаются сдвижные стекла вместо поворотных форточек, распашная дверь вместо откидного борта и крыша с новой выштамповкой. В салоне установлены мягкие сиденья с регулировкой поясничной поддержки, новая комбинация приборов, есть тканевая обивка дверей и шумоизоляция с ворсовыми ковриками на полу. Под капотом машины стоит бензиновый четырехцилиндровый мотор ЗМЗ-409.10 объемом 2.7 литра и впрыском топлива (мошность 128 л.с.). С моторами поставляются пятиступенчатые коробки передач – "арзамасские" (кстати, вместо второй передачи здесь задняя, а вторая – там, где обычно находится четвертая). Помимо этого, в приводах передних колес стоят шарниры равных угловых скоростей типа Birfiel, а место штатной корзины сцепления занимает комплект Luk. Вместо прямозубой раздаточной коробки появилась новая "раздатка" с косозубыми шестернями. Она работает намного тише и долговечнее. Переключением заведует один рычаг вместо двух, а передаточное число понижающей передачи увеличено до 1.94. У машины теперь есть новые "спайсеровские" мосты (ресурс которых 200 тысяч км.) с неразъемным картером, которые устанавливаются на пружинах спереди и малолистовых рессорах сзади. От уже снятой с производства "шестидесятки", модели 3160, заимствованы рулевое управление и тормозная система: все новые машины будут оснащаться дисковыми передними тормозами, модернизированными барабанными сзади и гидроусилителем рулевого управления, значительно улучшающим управляемость".
Спортивная форма машины не вызывает нареканий, и выступить на равных с маститыми внедорожниками он вполне способен в любом джип-триале. Больше того! Автосалон, откуда мы забирали УАЗ, стоит на улице, покрытой рельсами и тем, что осталось от давным-давно положенного асфальта, а именно громадными каменными ямами. "Триал" начался сразу за воротами салона, и УАЗ выдержал его с честью, продемонстрировав мягкое и быстрое движение по городскому бездорожью. Это что, мне рассказывали, что еще в семидесятых годах три серийных УАЗа без лебедок и противобуксовочных цепей взобрались на Эльбрус на высоту четыре тысячи метров. И съехали обратно без посторонней помощи. Повторявший их маршрут Лендровер до сих пор ржавеет у подножья. Вот только в Книгу рекордов Гиннесса все равно записали его: за то, что хоть поднялся, а вернувшихся наших там и нет. Где, черт возьми, справедливость? Новая машина вполне может осилить повторение подвига своих предшественников, ведь, по сути дела, автомобиль остался таким же, каким был его армейский предок-"дедок". Вот только по качественным дорожным покрытиям он ездит значительно лучше: улучшенная шумоизоляция, гидроусилитель, ШРУСы, хорошее сцепление, пружины спереди – все это играет свою положительную роль у Хантера. Машины, которой еще наверняка лет пять-десять придется поддерживать в нашей стране имидж самого "неубиваемого и проходимого" внедорожника на свете. Настоящего "мобильного памятника", на постаменте которого выбиты только три буквы – УАЗ. И в моем сотовом телефон директора салона, любезно предоставившего машину для теста, имеет только это имя. Ведь всех нас когда-нибудь не будет. А УАЗ – останется.